Проект Россия 15 Февраля 2007

Евгений Асс

Торговля Оружием

Вряд ли случайно оружейный магазин «Арсенал» похож на музей. Магазин вообще не сильно отличается от музея по типологической сути – в обоих случаях некий товар хранится и экспонируется. Различия касаются только судьбы товара. В магазине предметы начинают свою жизнь, в музей возвращаются, чтобы умереть. Магазинный товар в своей непосредственной функциональности полон витальной энергии. Закончившие свой жизненный путь музейные вещи, законсервированные или набальзамированные, становятся предметами чистого созерцания, обретают энергию мифа и наполняются сакральным смыслом. В отличие от веселой суетности магазина музей исполнен достоинства, подобающего вечности.

Однако по отношению к такому товару, как оружие, определение «витальная энергия» кажется более чем двусмысленным. Функциональным смыслом жизни оружия является смерть. Именно поэтому также, как и смерть, оружие порождает страх и любопытство, граничащее с восторгом. Инструменты насилия и убийства с их потрясающим техническим совершенством и изысканным дизайном в равной мере пугают и восхищают. Скрытый в них эротизм «смертельного» делает любование ими особенно волнующим и возбуждающим.

Интерьер магазина «Арсенал» демонстрирует как раз эту культурную двойственность отношения к оружию – здесь оно предъявлено и как магазинный «живой» товар, и одновременно, как «мертвый» музейный экспонат. И в этом главная интрига проектного сценария. Архитектурное воплощение этого сценария – нейтральная, с оттенком монументальности среда, где основное внимание сосредоточено на экспонатах (товаре) и форме их презентации.

Музейность начинается с демонстративной изолированности пространства магазина от внешнего мира – наружные витрины наглухо закрыты для дневного света и уличного шума. Атмосфера отчуждения, которую принято определять как «музейная тишина» встречает вас за порогом. Полированный серый гранит стен и пола (хотелось бы и потолка тоже) не только символизирует богатство (оружие дорогой товар). Прежде всего холодная гладкость и нерасчлененность поверхностей манифестируют абстрактность этого пространства, его полную отвлеченность. Посреди этого «нигде», поддерживаемые одним только светом, плывут винтовки и ружья – соблазнительные, агрессивные и, одновременно, абсолютно безобидные в своей музейной невесомости. Световые столбы вместе с висящими в них стволами заключены в идеально прозрачные, как бы отсутствующие витрины. Их границы прочитываются только благодаря прямоугольнику света на полу, и это едва ли не самая тонкая деталь интерьера.

Витрины, как и все экспозиционное оборудование магазина, спроектированы и исполнены с остроумием и тщательностью, достойными самих экспонатов. Необычайная продуманность, интеллигентность и артистизм отличают каждую деталь, будь то система открывания витрин – хитроумная, как трюк Дэвида Копперфилда, или конструкция полочек для ножей, разворачивающихся под разным углом для удобства рассматривания. С такой же точностью и почти театральной эффективностью разработана вся система подсвета.

Прямолинейной, холодной мужественности стекла и камня противостоит откровенно женственная теплая деревянная стойка с мягким и шероховатым резиновым покрытием (оказывается, удобным для разборки оружия). И здесь тоже все очень хитро выдвигается и поворачивается, но с какой-то иной, более кухонно-домашней пластикой формы и движения.

Прикосновение к этой стойке окончательно проясняет эстетическую стратегию авторов. Суть ее в обращении к живому пространственному опыту, к непосредственному тактильному и визуальному переживанию света, фактур материалов, их тепла и холода. Соответственно и все культурные смыслы и ассоциации рождаются не на уровне изображения или языка, а на уровне первичных ощущений.

С этой точки зрения интерьер магазина «Арсенал» можно рассматривать как превосходную минимальную инсталляцию на тему «Торговля оружием». И если мы продолжаем считать архитектуру искусством, то в этой работе интеллектуальность и артистичность соотносятся в той мере, которая как раз и отличает серьезное современное искусство.

Присоединяйтесь к нам