Архи.ру 25 Апреля 2012

Татьяна Шовская

Терапевтическая сила интерьера

Поскольку активнее всего человек реагирует на цвет, то колористике в решении этого интерьера отведена едва ли не самая решающая роль. Не секрет, что медицинское учреждение ассоциируется, прежде всего, с белым цветом, и интерьер «Клиники 31» не стал исключением: в оформлении ее интерьеров доминирует именно этот цвет. Для того, чтобы он выглядел звонче и чище, архитекторы ввели черный (им выделены отдельные зоны на полу), а для смягчения контраста добавили светло-серый. Однако такая монохромная гамма нуждалась в акцентах. Авторы и заказчик долго определялись с тем цветом, который будет в интерьере знаковым и направляющим, и в конце концов остановили свой выбор на оранжевом – ярком, несущем заряд бодрости и позитива. Оранжевым в клинике акцентированы общественные зоны, что позволяет пациентам лучше ориентироваться в пространстве. В кабинетах все гораздо спокойнее, там к монохромной гамме в качестве акцента добавлен синий. Кстати, как и в коридорах, пространство кабинетов четко зонировано – с помощью напольного покрытия разных оттенков выделены зона рабочего стола, зона входа и смотровая зона.

Все мы по собственному опыту знаем, что самая большая проблема поликлиник – длинные коридоры, а в этом здании к ней добавились еще и низкие потолки, так как изначально оно имело другую функцию и не было рассчитано на то огромное количество коммуникаций, которое в любом медицинском учреждении находится за потолочными панелями. Архитекторы были вынуждены разработать целый арсенал планировочных хитростей и уловок для того, чтобы компенсировать ощущение монотонности коридоров. Например, разновысотные потолки добавляют им динамизма, зоны ожидания, «врезанные» в длинные переходы, помогают избавиться от излишней прямолинейности коммуникационных осей, ту же функцию выполняют и диагональные полосы на полу, продублированные на потолке с помощью светильников.

Та часть здания, где находится стационар, устроена проще, поэтому основное внимание архитекторов было сосредоточено на планировке и дизайне палат, среди которых особенно выделяются палаты «люкс», оформленные натуральным деревом. Однако и в больничном крыле есть общественная зона, потребовавшая собственного решения, – это холл для встречи с посетителями или времяпрепровождения вне палаты. Его авторы проекта акцентировали с помощью стеклянной ниши. Вообще стоит отметить, что стеклянная отделка стен, преломляющая свет и визуально расширяющая границы пространства, стала едва ли не ключевым приемом оформления интерьера «Клиники 31». Поскольку архитекторы не имели возможности сделать перепланировку, то именно с помощью такой отделки они смогли зрительно изменить пропорции помещений, «сдвинуть» стены в нужные стороны. Кроме того, стекло может нести еще и рекламную функцию, стать при желании основой для сменяемого изображения.
Холл первого этажа с главной регистратурой архитекторы постарались решить как можно более традиционно. Он отделан сочетанием панелей из травертина и дерева, которые идеально подобраны друг к другу по цвету и разграничены металлической расшивкой. Направление движения посетителей в холле задается с помощью света. От входа к регистратуре освещенность нарастает, затем следует световая пауза, а затем, в районе самой стойки и колонн перед ней, освещение вновь становится более активным. Путь от регистратуры к лифтовому холлу указывает светящийся куб – на самом деле это инженерные коммуникации, которые архитекторы спрятали в подсвеченное стекло и тем самым превратили в запоминающийся ориентир. Верхняя часть куба выделена оранжевой полосой с подсветкой, что создает ощущение врывающегося солнечного света, и зрительно «отрывает» потолок, слишком низкий для общественного помещения. Зрительно «растворить» низкий потолок лифтового холла помогают и специальные встроенные лампы, за светом которых его плоскость просто теряется.

Наряду с поликлиникой и стационаром, в состав «Клиники 31» также входит водолечебница, разместившаяся в подвале. Здесь архитекторы свою главную задачу видели в том, чтобы побороть ощущение замкнутого пространства. Поскольку подвал расположен под внутренним двором, его помещения освещаются с помощью зенитных фонарей. А для того, чтобы даже в самый мрачный день в водолечебнице присутствовало солнце, в колодцы фонарей авторы встроили искусственное освещение, имитирующее солнечные лучи.

Еще одно украшение водолечебницы – зимний сад. Самое же интересное, что он также возник из соображений необходимости – архитекторы стремились как-то «замаскировать» извилистый коридор, соединяющий лифтовой холл и регистратуру нижнего уровня, и идея наполнить это пространство светом и зеленью показалась им наиболее удачной. Светильники со специальным спектром позволяют здесь выживать даже самым прихотливым растениям, а их расположение продумано так, чтобы яркий свет не слепил посетителей. Тему связи с природой продолжает водопад, он дает ощущение разлитой в воздухе свежести и тематически как нельзя лучше соответствует профилю учреждения.

Присоединяйтесь к нам